Форум » музыка » джаз - музыка толстых?! » Ответить

джаз - музыка толстых?!

dod: посмотрел, поискал, но что-то не нашел раздела про музыку, есть одна ветка, но там, вроде, классика... хотелось бы отдельно и ретро, и классика, и джаз! Джаз бывает разный, у него много стилей, форм... Бывает быстрый, типа: ме́йнстрим, диксиленд; бывает медленный: соул, коктейл; есть инструментал, есть голосовой,... а иногда просто выстраивается под одного человека, который прекрасно владеет инструментом, одним, например труба, виброфон, сакс, ... ; ну и, конечно же - фо-но, гитара...; реже - бас и барабаны, они, как правило, составляют "мотор" - работая в паре организуют ритм, и основной аккомпанирующий рисунок... Конечно, отдельно стоят голосовые исполнители джаза, которые берут в аккомпаниаторы себе как одного человека, так и классическое трио (бас, барабаны, фо-но/гитара), а бывает и оркестр (малый состав, или большой). Как говорили в фильме "Мы из Джаза" - основа джаза - синкопа. Это когда ударение в музыкальной фразе делается на слабую долю, обычно при размере 4/4, это 2, 4 доля, но чаще идет сложный замес из более мелких нот - восьмых, шестнадцатых, триолей... Но это не главное в джазе, главное - это импровизация - она берет за живое, это музыкальный фрагмент сочиненный прямо перед зрителем, рамками которого являются лишь тональность и размер (ритм). И слушатель присутствует при рождении, творческой деятельности, ... люди всегда любят смотреть на работающего человека, созидающего, а тут еще и при тебе сочиняют, и ты являешься частичкой этого нового произведения... Конечно, импровизация, ее основная часть продумывается заранее и на концерте она берется за основу, но на каждом концерте звучит по разному, так как эмоциональное состояние музыкантов различно, получая обратную связь от контакта с публикой они могут войти в такой раж, что и сама тема произведения мало уловима... =) Итак, основное строение джазовой композиции: тема, импровизации различных инструментов, повтор темы... Начну с уникальнейшего, слепого музыканта - Рэй Чарльза, который виртуозно играл на фортепьяно и пел, проникновенно, иногда дерзко и с юмором. Мне удалось побывать на его концерте в Москве в 2000 году, а через 4 года его не стало... Это незабываемо, потом я нашел запись этого концерта и иногда смотрю, вспоминаю приятного старичка, который так играл на клавишных, что и многие зрячие бы позавидовали... А как он спел «We Are the World»... его голос можно всегда узнать, и эта приятная манера подбадривать Бейби... =) Рэй Чарльз (полное имя Рэй Чарльз Ро́бинсон, англ. Ray Charles Robinson (23 сентября 1930 — 10 июня 2004) классика джаза Georgia on my Mind переводится как "Джорджия у меня в мыслях", автором называют Р.Ч., но это не так ... Ray Charles - Georgia On My Mind- Tokyo (1990)

Ответов - 10

dod: Paul Desmond (25 ноября 1924 — 30 мая 1977) - интеллектуальный альт-саксофонист (стиль - cool jazz), который мог сыграть в любом ритме и любой тональности... , долго играл в квартете Дэйва Брубека (ф-но), и как-то на спор сочинил мелодию с необычным размером 5/4, то есть обычно музыкальный такт делится на четыре четверти, а здесь 5! произведение так и называется: "Держи пять!". Спор он выиграл, так как мелодия стала очень популярной, и потом стала этакой фишкой квартета Брубека. А ему говорили, что это невозможно, музыканты не смогут свободно импровизировать, будут ошибаться, да и популярной такая мелодия не станет... Как они ошиблись! На наше счастье... =) После этого произведения пошел бум на сложные размеры (7/4, 9/4...) , но произведения не прижились, так как несколько сложны и аритмичны, да и к такому шедевра как у Дезмонда никому не удалось даже близко подойти. Я был на концерте 2 раза с перерывом в 10 лет - они приезжали в Питер (87 и 97), правда к тому времени Пол Дезмонд уже умер, сам Брубек был стар (второй раз - под 80, он с 20 года, вроде жив...), а на басу играл его сын... The Dave Brubeck Quartet - Take Five (1961) Dave Brubeck - Take Five - 1966

dod: ну раз уж упомянул Дейв Брубека в предыдущем сообщении, кину его и в отдельную ячейку: Dave Brubeck - американский джазовый композитор, аранжировщик, пианист... (стиль - cool jazz) родился 6 декабря 1920 США Брубек говорит, что не имеет еврейских корней; одна из его бабушек была родом из Беларуси.... Дейв Брубек «Живая легенда американского джаза» знаменитое произведение Blue Rondo A La Turk - Dave Brubeck

dod: Я не очень толстый, но джаз терпеть ненавижу для меня это удивительно, потому чтолибо люди как то не так квалифицируют джаз, либо не причисляют к джазу те вещи, которые им понравились... например, я не знаю людей равнодушных к Рэгтайму из фильма "Афера" (The Sting (1973)), которую написал задолго до этого Скотт Джоплин. не нашел приличного видео - зато по качеству и аранжировке - одно из лучших исполнений, попадется - вставлю «The Entertainer» — Ragtime Two Step (1902). В России почему то известна под названием «Артист эстрады». Хотя есть нормальные слова, типа - тапер. Scott Joplin родился между июнем 1867 и январём 1868, вост. Техас — умер 1 апреля 1917) — американский чернокожий композитор и пианист, автор многочисленных рэгтаймов. ragtime - любопытный стиль, сформировался на фо-но в начале 20 века: левая рука играет четкий ритмический рисунок, а правая тему, синкопированную, с ударениями на слабые доли. Ну а потом уже стали перекладывать регтайм на различные инструменты и делать оркестровки. Изначально родился как салонный стиль, когда в питейных заведениях сидели таперы, и им нужно было играть что-то танцевальное, простое и ритмическое, кстати из регтайма вышел фокстрот. Тапер в салоне был удобен, так как платить приходилось только одному человеку, а не 3-4 (контрабас, барабаны, банджо, какая-нибудь дудка: сакс, трубы, кларнет, тромбон...). Вот и пришлось пианистам корячится - музыку заказывали на любой вкус. Играть за весь малый оркестр: левая рука на фо-но - за бас, банджо, правая за дудки..., а если пианист еще и пел - вообще! С тех времен и пошла фраза "не стреляйте в пианиста" - это были неприкасаемые люди, на вес золота, дифицит! =) а вот как переложили "The Entertainer" на гитару: Chet Atkins - знаменитый гитарист исполняет на гитаре в классическом стиле Tommy Emmanuel - приезжал недавно в Питер, этакий шоумен, блестящий музыкант, с юмором. интересно звучит мелодия и на органе


dod: королева нынешнего джазового времени, звезда соул (soul - наиболее проникновенный, эмоционально-прочуственный стиль джаза), Дайана Кролл (Diana Krall) 16.11.1964 г. Канада - официальный сайт была в Питере! а я не знал... =( интересно, а не родственница ли она нашему Анатолию Кроллу - знаменитому пианисту-дирижеру джазовому, народному артисту !!! которого можно было видеть в фильме "Мы из Джаза" - он там на фо-но играл, в оркестре... =) Walk On By Look Of Love Cry Me A River So Nice Boy From Ipanema

dod: продолжим поиск джаза в жизни обывателей... =) начнем с гитары, как наиболее демократичного инструмента! такие имена как Эрик Клэптон, Карлос Сантана... знакомы всем, даже тем, кто не любит джаз, но многие и не знают, что эти гитаристы считаются джазовыми, а уж потом... , постоянно выступают на джазовых фестивалях, используют в своих произведениях джазовые ходы, гармонию, импровизацию..., синкопу... выложу сюда любопытные дуэты, думаю имена вам хорошо знакомы, а некоторых даже удивят - они тоже вышли из джаза: B.B. King - король джаз гитары, много лет признавался лучшим Carlos Santana Eric Clapton John Lennon Gary Moore Dire Straits - Mark Knopfler David Gilmour Pavarotti Carlos Santana et Buddy Guy - Montreux Jazz Festival Santana & Clapton - Jingo Dire Straits & Eric Clapton - Sultans of Swing Live John Lennon, Keith Richards, Eric Clapton and Mitch Mitchel BB King / Gary Moore - The Thrill is Gone B. B. King & Eric Clapton - The Thrill Is Gone B.B. King & David Gilmour - Eyesight to the Blind Eric Clapton, Pavarotti- Holy Mother

dod: Оскар Эммануэль Питерсон (Oscar Emmanuel Peterson) виртуознейший исполнитель на фортепьяно - классик джаза, умер 2 года назад (15 августа 1925 - 23 декабря 2007) техника исполнения потрясает скоростью, ритмикой, импровизацией, ... безупречной игрой завоевал сердца многих любителей джаза. один из моих любимых джазовых пианистов, композитор... Да, кстати, джазовые музыканты частенько выступают и как композиторы - видимо импровизация раскрывает в человеке способности к сочинительству - раз музыкант может сочинить мелодию на ходу, в заданной тональности, значит, ему подвластно сочинить ее и в спокойной обстановке - никто не мешает перепроверить, перепробовать музыкальную форму, размер, тональность... Конечно, можно вспомнить пианистов: и Скотта Джоплина (Scott Joplin) - исполнителя и сочинителя Рэг-Таймов (см. пост выше) ..., Джорджа Гершвина (George Gershwin) 1898—1937, сочинившего знаменитую оперу "Порги и Бес", с классической арией "SummerTime" ... Нельзя не отметить и специфику игры на фортепьяно - инструменте, который называют "маленький оркестр" - один исполнитель играет и за ритм-секцию: бас+барабаны; ведет тему, и синкопирует - исполняя ритмический рисунок (в оркестре представлены: духовыми, гитарами, либо вибрафонами...) Ну, а отсюда, логическая цепочка приведет нас и к дирижерам, джазовым, конечно... Вот и получается, что пианисты чаще других становятся композиторами, дирижерами.... Одним из таких выдающихся личностей был Дюк Эллингтон (Edward Kennedy "Duke" Ellington (April 29, 1899 – May 24, 1974)), который сочинил много произведений для джаза, и в основном, конечно, для оркестра, которым дирижировал и для фо-но - на котором играл... Ну вот, так, замысловато, мне и удалось и соединить двух гениев: О.Питерсона и Д.Эллингтона - в одном видеоролике: один сочинил знаменитую вещь "Караван", а другой исполнил... Oscar Peterson: Caravan (Duke Ellington) 1986 можно проследить как левая рука пианиста держит ритм, в то же время как правая и импровизирует и "подбивает" - синкопирует, особенно это все качественно и видно, и слышно ... произведение исполняет классическое трио: фо-но, контрабас, ударные..., начало и конец звучит тема, а в середине - импровизация.., остается только удивляться - как он в ритм-то попадает? с такой скоростью... А вот так играл оркестр Дюка Эллингтона это же произведение: восточные напевы, зыбучие пески, верблюды - караваны пустыни... - все можно услышать и представить...

dod: ну что ж приятно, что нас читают и цитируют на ЧП "Take Five" был действительно визитной карточкой Дейва Брубека, но насчёт "к такому шедевру не удалось близко подойти" позвольте не согласиться, чему примером хотя бы тот же "Blue Rondo a la Turk". В том же 1959 г Брубек записывает другую композицию с нестандартным размером, которая тоже вошла в золотой фонд джаза. Она называется "Three to Get Ready". ну во-первых Рондо представлено,... это как раз сочинения того времени, когда спор с Дезмондом вышел – экcпериментировали... я считаю, что "Take Five" звучит четко - сакс сразу "берет быка за рога" и выставляет тему-мелодию, а в "Blue Rondo a la Turk" - идут Брубековские дела - ритм, берется за основу, все-таки... - потому считаю Т5 выше... =) игра размерами 3/4 или 4/4 как в отдельном произведении, так и просто 3/4 (все вальсы) не уникальны, так как это типично, по-моему даже песня "У беды глаза зеленые" имеет два размера, не говоря о Тухманове, который применял переходы и вставки на 2/4, так же как и Ю.Саульский "Татьянин день", Черный кот"... - тоже размерные игры. считалочку Вашу вставлю, спасибо, не слышал: Название песни взято из детской считалки, из "Стишков Матушки-Гусыни" (Mother Goose Rhymes). За несколько лет до Брубека Карл Перкинс использовал эту считалку в своей "Blue Suede Shoes". Well it's one for the money, Two for the show. Three to get ready, Now go cat go But don't you Step on my blue suede shoes. В оригинальном стишке "Three to Get Ready, \\ And Four to Go". Это и есть ключ к размеру произведения, который переходит из 3/4 в 4/4. Carl Perkins-Blue Suede Shoes

dod: сегодня расскажу о джазовом стандарте "[color=blue]Autumn leaves[/color]" Jaseph Kosma. "Осенние листья", автор Джозеф Косма, видимо это отец французского композитора ВладимИра Косма, написавшего много мелодий к фильмам с Пьер Ришаром. Написана тема давно, в 1947 году, потом пошла по свету, переведена на английский (что сделало ее очень популярной во всем мире), это произведение включали в свой репертуар практически все лирические (поющие) и джазовые исполнители. Эдит Пиаф и Мирей Матье, Франк Синатра и Нэт Кинг, инструменталисты: сногсшибательный Keith Jarret (ф-но), Paul Desmond альт-саксофон (о нем рассказывалось в одной из тем - автор произведения "Держи пять"), Stan Getz - тенор саксофон... и за пару дней, что я подбирал тему и материал сам решил поиграть ее на гитаре (наброски, черновички): 1 ред., 2 ред. - мелодия прекрасная, спокойная, гармоничные переходы способствуют тонкой и вкусной импровизации - классика, одним словом. классика мужского баритона - видео - Autumn Leaves - Nat King Cole завораживающее, нестандартное исполнение -видео - Eva Cassidy - Autumn Leaves чистый джаз, с длинной импровизацией - видео - Keith Jarret playing Autumn leaves аудио - Edith Piaf - Autumn Leaves (Les Feuilles Mortes) аудио - Frank Sinatra - Autumn Leaves - Lyrics аудио - " Autumn Leaves " Chet Baker - Paul Desmond аудио - Stan Getz - Autumn Leaves

dod: Roger на ЧП написал: Случайно нашёл на ютубе ролик, который можно было бы назвать "Ray Charles meets Oscar Peterson". ИМХО, между двумя мастерами проскочила искра, и из неё возгорелось пламя. Roger на ЧП написал: И ещё один дуэт Оскара Питерсона - с Оливером Джонсом на джаз-фестивале 2004 г. Just Friends. Оба музыканта родились и выросли в одном районе Монреаля, Джонс почти на 10 лет младше. Сестра Оскара учила Оливера играть на фортепиано, и он мог часами сидеть у двери и слушать профессиональные репетиции старшего музыканта, который был его кумиром. С тех пор прошло 60 лет... Видно, что импровизируют не 4 руки, а 3 - левая сторона тела Питерсона была парализована в начале 90-х, и хотя от этого удара он оправился и продолжал выступать ещё более 10 лет, левая рука с тех пор слушалась хуже и на концерте уставала быстрее правой.

dod: ProLog написал: У настоящих правил всегда бывают исключения. Скажем, у такого, как «копия всегда хуже оригинала». Есть одна замечательная песня, которая была написана в начале 1946 года Гарольдом Арленом на замечательный текст Джонни Меркера и называется «Come rain or come shine». Как гласит летопись, первая запись была сделана в том же году . Если перечислять количество обращений к этому шедевру, то список будет огромным, если упоминать только великих, на одном жанровом полюсе будут Рэй Чарльз и Элла Фитцджеральд, на другом – Фрэнк Синатра и Барбра Стрейзанд. Предлагаю вам посмотреть одно из первых и вместе с тем одно из самых великолепных версий в исполнении Дины Вашингтон. Но вот версия 2000 года в исполнении БиБи Кинга и Эрика Клэптона. Мне кажется, что в этом варианте песня возведена в ранг самых-самых. Автор, прослушав его, был бы очень доволен этой работой, и этим исполнением остаётся только наслаждаться!



полная версия страницы